Нохрина В.А.
К ВОПРОСУ О КОРПОРАТИВНОЙ КАТАЛОГИЗАЦИИ
Современные телекоммуникационные средства, используемые в практике работы библиотек, могут обеспечить широкий доступ пользователям к библиотечно-информационным ресурсам, а главное, к их объединению, или созданию корпоративных систем, среди которых важнейшей является корпоративная (кооперативная) каталогизация.
Вопрос о создании такой системы в России, по типу мировой OCLC, обсуждается последние несколько лет. Проведены организационные работы, предпроектные исследования, а в 1998 г. экспериментальные работы в рамках Проекта Российского Центра корпоративной каталогизации (РЦКК), в которых приняли участие библиотеки различного уровня.
Центральная научная сельскохозяйственная библиотека Российской академии сельскохозяйственных наук (ЦНСХБ) участвовала в эксперименте в течение 3-х месяцев. Технология была проста. Через Интернет библиотека получала доступ к базе данных РКП (количество более трех тыс. записей книг на русском языке). Книги, которые необходимо было обработать, проверялись на наличие в БД РКП. Если книгу находили, ее можно было выгрузить в формате UNIMARC; если нет, после обработки направить в Центр по электронной почте в том же формате.
Главная задача эксперимента состояла в проверке и отработке организационных и технологических решений корпоративной каталогизации, а проще говоря, проверке самой идеи ”объединенной каталогизации". В целом, что касается ЦНСХБ, эксперимент прошел удачно. Уровень автоматизации библиотеки позволил без особых проблем получить доступ к БД РКП, а также отправлять обработанные книги по электронной почте.
Заметим, информационное содержание БД не отражало текущие поступления в библиотеку не только в части сельскохозяйственной тематики, но и экономики, естественных наук. 90% книг из БД РКП уже были обработаны в ЦНСХБ.
Но не это важно. Эксперимент показал, что сама идея корпоративной каталогизации реальна, особенно в свете дальнейшего развития информационных технологий и включения в новую среду всех библиотек страны. Безусловно, проект может быть реализован только на государственном уровне, особенно на начальном этапе, поскольку требует значительных капитальных вложений в организацию РЦКК.
Главный вывод: ЦНСХБ, как базовая организация, собирающая, генерирующая, хранящая и распространяющая библиографические описания по вопросам АПК и пищевой промышленности, уже сейчас может и должна стать одним из звеньев будущей корпоративной каталогизации, именно в части сельскохозяйственной книги.
ЦНСХБ с 1992 г. обрабатывает в автоматизированном режиме все текущие поступления в библиотеку в формате MARC (более 35 тыс. названий книг на русском языке, общий объем БД 800 тыс. записей). Накоплен большой опыт по лингвистическому обеспечению БД. Только ЦНСХБ работает с Тезаурусом по АПК и пищевой промышленности. Поисковые предписания ЦНСХБ будут всегда отличаться от предписаний других библиотек, поскольку с литературой работают специалисты АПК. Поэтому если в Центр первыми попадут документы из непрофильной библиотеки, в отношении лингвистики они будут менее предпочтительны.
Сеть сельскохозяйственных библиотек в настоящее время включает более 450 библиотек различного уровня. Опыт корпоративной каталогизации в ее традиционном варианте ЦНСХБ уже имела. Это была система централизованной библиотечной информации (ЦБИ). Сельскохозяйственные библиотеки подписывались на библиотечные карточки по определенной теме (тем было более 30 и они охватывали все разделы АПК). Система работала очень эффективно. Практически все библиотеки получали карточки ЦНСХБ, не дублировали ее работу. К сожалению, в начале 90-х гг. финансовые трудности не позволили ЦНСХБ продолжить эту работу. Библиотека предпринимала попытки заменить традиционную карточку на автоматизированную, в формате MARС. Несколько библиотек достаточно активно использовали БЗ из электронного каталога (ЭК) ЦНСХБ. Данные отправлялись на дискетах или через электронную почту, но поскольку финансирование библиотек поддерживается на низком уровне, а ЦНСХБ на создание ЭК практически не имеет госбюджетных средств, библиотеки не могут приобретать БЗ за плату, хотя она и минимальна. Имеет место и нежелание библиотек использовать новые технологии.
Библиотеки имеют возможность приобретать БД ЦНСХБ на CD-ROM или иметь доступ к ней через Интернет, но это не может решить вопроса создания БЗ их фондов. Следовательно, каждая библиотека по-прежнему вынуждена тратить финансовые средства на обработку документов, которые включают содержание штатных каталогизаторов, технические средства, программное обеспечение, поддержку технологии, решение форматных вопросов, лингвистической обработки и т.д. Получение же готовых БЗ, как минимум, наполовину сокращает эти затраты, а главное, улучшает обслуживание ученых и специалистов АПК, особенно в регионах, где зачастую на приобретение литературы нет средств. Получив очередную порцию БЗ, местная библиотека дает возможность специалисту заказать литературу (или копию) из ЦНСХБ. Такая система сейчас работает, но количество использующих ее библиотек чрезвычайно мало.
Базовые библиотеки, которые станут участниками будущего РЦКК, уже сейчас должны устанавливать связь (в любом виде) с будущими потребителями информации и добиваться государственной поддержки развития собственных ЭК.